Источник: The British Academy of Film and Television Arts
Прошла церемония награждения BAFTA Game Awards, и победители определились, а награды распределены. Лучшей игрой признана Astro Bot, как и было на The Game Awards 2024. Но это не значит, что церемония была скучной. В этой статье рассказали про некоторые интересные победы, а ещё — предположили, какие тенденции для будущих разработок обозначились.
Игра года и не только — Astro Bot
Мы не можем умолчать про абсолютного победителя BAFTA. Astro Bot отхватила 5 наград: «Игра года», «Лучшая анимация», «Лучший звук», «Лучшая семейная игра» и «Лучший геймдизайн». Таким образом она стала лидером и по количеству статуэток среди участников BAFTA.
Astro Bot — совместный проект японской студии Team Asobi и Sony Interactive Entertainment, который вызвал ажиотаж среди критиков. И многих такой успех красочного 3D-платформера удивил: в отличие от других проектов, здесь нет лихо закрученного сюжета, навороченной графики и механик.
Возможно, что причина успеха Astro Bot на BAFTA и Game Awards в её доступности. Казалось бы, игра рассчитана на детей, но на практике зашла куда более широкой аудитории. Может, дело в нашей ностальгии по первым платформерам на Sega и Денди? Помните, сколько упоительных часов вы проводили за игрой в Марио, Аладдина, MegaMen, Contra или Battle City? Видимо, Astro Bot оживляет в памяти эти воспоминания. Кроме того, уровни в нём приятны для глаз — они динамичные, нескучные, а геймплей затягивает.
И ещё один существенный плюс: она не требует от вас дополнительных покупок на каждом шагу. BAFTA и Game Awards обозначили интересную тенденцию в сфере индустрии видеоигр — возможно, что победа Astro Bot послужила сигналом для разработчиков делать игры более финансово лояльными к покупателям.
Лучший арт — Neva
Вот уж где сомнений в справедливости награды не остаётся. Neva — это платформер от Nomada Studio, разработчиков Gris.
Сюжет Neva не самый затейливый, но эмоции задевает. В центре повествования героиня Альба и волчонок Нева, который на протяжении игры вырастает и становится полноценным участником геймплея. Вместе они сражаются против неких тёмных сил, попутно проверяя свои отношения на прочность и помогая друг другу.
Но каким бы не были сюжет и геймплей, самая сильная сторона Neva — всё же визуальная составляющая, которую по достоинству оценили на BAFTA. Художники провели потрясающую работу с цветом — каждой главе соответствует своя гамма, которая отражает время года, эмоции, сюжет и настроение.
Мастерски показана и игра на контрастах. Например, маленькие фигурки персонажей двигаются на фоне массивных гор и бескрайнего неба или цветовая палитра балансирует между красным и чёрным.
Резюмируя, Neva — абсолютно заслуженная победа на BAFTA и визуальный отвал всего. Достаточно посмотреть на кадры игры, и вопросов не остаётся. Кроме одного: «Боже, почему так красиво?»
Лучший дебют — Balatro
Ещё одна, казалось бы, простая игра, вызвавшая ажиотаж. Balatro — карточная roguelike, которая прикидывается покером, но это точно не он. Ещё на стадии демо-версии проект навёл шуму, а теперь смело претендует на звание новой классики. Ведь Balatro — первая за последние несколько лет инди-игра, получившая награду BAFTA.
Основная механика простая: игрок получает 8 карт, из которых нужно собрать покерную комбинацию из 5 карт — от простой пары до флеш-рояля. При этом в распоряжении игрока ограниченное количество ходов и сбросов. Сумма очков за полученные комбинации постепенно растёт — от скромных 300 в начале до десятков тысяч в поздних стадиях.
Джокеры в Balatro тоже не те, к которым вы привыкли — их 150, они меняют ход игры, но по-разному: один изменит подсчёт, увеличив количество начисленных баллов, а другой принесёт вам бонусные фишки. И мы уже молчим о том, что кроме обычных карт, здесь ещё и Таро, и карты-ваучеры, и карты планет.
Лучшая музыка и лучший мультиплеер — Helldivers 2
Helldivers 2 полюбилась многим именно за кооперативный режим — в нём игра раскрывается на максимум. Этот шутер подкупает весёлой и безумной атмосферой в духе «круши всё, бей всех» в космическом антураже.
Пожалуй, разработчикам Helldivers 2 удалось создать одну из самых позитивных игровых коммьюнити, поэтому статуэтка BAFTA за лучший мультиплеер получена не зря.
Игра буквально пронизана механиками, требующими сотрудничества. Например, особо опасных противников не одолеть без слаженной тактической работы — нужно действовать сообща. И это только один из примеров.
Другой важный момент — в Helldivers 2 игрокам не за что соперничать друг с другом. Вообще. Здесь нельзя украсть добычу, получить какое-либо персональное преимущество, всё ради «общего дела». Общие награды и коллективный лут прокачивают ощущение взаимовыручки и сплочённости.
Вторая статуэтку BAFTA Helldivers 2 получила за саундтрек. Его композиторы — Уилберт Роже Второй и Росс Трегенца. Первый (который Второй) ранее работал над музыкой для некоторых игр серии Star Wars, например, Star Wars: Old Republic. Кроме «Звёздных войн» Уилберт Роже занимался музыкой для Mortal Kombat 11, Lara Croft and the Temple of Osiris, Call od Duty: WWII.
Росс Трегенца помимо Helldivers 2 работал над такими проектами как The Texas Chain Saw Massacre, Team Sonic Racing, Cyberpunk 2077 и Dead Island 2.
Лучший сюжет — Metaphor ReFantazio
Metaphor ReFantazio начинается с обстоятельного введения — почти 20 часов повествование неспешно знакомят игрока с миром, его обитателями и завязкой основной истории. Такой размеренный старт, безусловно, требует терпения, но затягивает.
История мастерски балансирует между разными элементами, например:
- трагедией потерь и проблесками надежды;
- внезапными хоррор- и триллер-эпизодами;
- эпичными противостояниями/
С другой стороны, многие придерживаются обратного мнения и называют сюжет затянутым, скучным и однообразным. Похоже, перед нами одна из самых неоднозначных побед на BAFTA
Новый тайтл — Still It Wakes the Deep
Still Wakes the Deep — проект студии The Chinese Room в жанре психологического хоррора от первого лица. Студия прославилась такими атмосферными проектами, как Amnesia: A Machine for Pigs, Everybody’s Gone to the Rapture и Dear Esther. В Still Wakes the Deep разработчики вновь погружают игроков в мир, где ужас рождается не только из внешних угроз, но и из одиночества, отчаяния и безысходности.
Вы — простой рабочий на морской буровой платформе, отрезанный от мира свирепым штормом. Связь потеряна, помощь невозможна, а вокруг лишь бескрайние ледяные воды Северного моря. Но настоящая опасность таится не снаружи, а внутри: платформа, некогда место вашей работы, превратилась в ловушку, наполненную неописуемым кошмаром.
The Chinese Room всегда славились умением создавать не просто игры, а эмоциональные переживания. Их фирменный стиль — это кропотливая проработка атмосферы, звукового дизайна и повествования, где каждый шорох, каждый намёк в диалогах и каждый луч света работают на общее ощущение тревоги.
Still Wakes the Deep для многих стала симфонией страха и отчаяния — где ужас не просто пугал, а заставлял сопереживать и чувствовать ледяную безысходность. Игра создаёт неповторимую атмосферу, и немало этому способствовал вклад актёров.
Видимо, поэтому Still Wakes the Deep получила ещё две статуэтки — за лучшего исполнителя главной роли (Алек Ньюман в роли Каза Маклири) и за лучшую роль второго плана (Карен Данбар в роли Эвин Финли).
Техническое достижение — Senua’s Saga: Hellblade II
Игра оказалась одной из самых номинированных на BAFTA, но получила всего одну награду. И если к геймплею и сюжету Senua’s Saga: Hellblade II действительно много вопросов, то технологически игра превосходна.
Механика движений здесь очень плавная, прорисовка невероятно детализированная, а текстуры качественные. Hellblade 2 не просто впечатляет графикой — игра постоянно удивляет динамичными изменениями. Погода, освещение и даже законы физики могут трансформироваться прямо во время прохождения.
При этом вся история подаётся как единый непрерывный кадр, хотя действие разворачивается в разных временных периодах и локациях. Окружающий мир претерпевает изменения практически мгновенно — это не просто загрузка новой локации, а полноценная трансформация ландшафта.
Не зря многие говорили, что Senua’s Saga: Hellblade II больше напоминает фильм — мимика персонажей выглядит так естественно, что действительно напоминает кино. Боевые сцены тоже выполнены безупречно — по крайней мере, с точки зрения кинематографичности.
И напоследок, звуковое сопровождение — оно выше всяких похвал, особенно если вы играете в наушниках: звуки собственного дыхания, шагов, окружающей обстановки, всё это будет. И конечно, голоса в голове главной героини — фишки из первой Hellblade.
Благодаря бинауральной записи они звучат объёмно, создавая эффект присутствия. Эти «спутники» не просто комментируют происходящее, а ведут между собой диалоги, подсказывают, критикуют или поддерживают. Даже в менее динамичных моментах их перешёптывания добавляют игре атмосферности, не становясь назойливыми.
BAFTA: остальные награды и тенденции
Среди побед в других номинациях Vampire Survivors за «Лучшую развивающуюся игру», а Thank Goodness You’re Here! — за «Лучшую британскую игру».
Интересной стала победа Tales of Kenzera: ZAU в номинации «Игра вне развлечения». Это метроидвания от актёра Абубакара Салима, созданная на основе африканской мифологии — необычно, правда? В центре истории — сделка между юным шаманом Зау, который хочет воскресить отца, и богом смерти Калунгой.
Tales of Kenzera: ZAU полна метафор и рассказывает, как справиться с болью от потери близкого человека. Сам Абубакар Салим до работы над игрой тяжело переживал смерть отца, и она стала для него своеобразной поддержкой.
Отсюда прослеживается одна из тенденций, которую обозначила BAFTA — акцент на эмоциональных проектах, работе с переживаниями через игры.
О том же свидетельствует и высокая оценка эмоционального хоррора Still Wakes the Deep и эстетики пронзительной Neva.
С другой стороны, признание игрой года платформера Astro Bot может говорить о желании изменить сложившийся акцент студий на разработке мрачных и кровавых игр — проект о милом роботе является их полной противоположностью.
Плюс — акцент на ностальгии (который прослеживается и в киноиндустрии) и более финансово лояльных играх.
И наконец, на церемонии BAFTA Games Awards почетную награду вручили японскому композитору Йоко Симомуре — автору саундтреков к культовым играм, включая Street Fighter II, Kingdom Hearts и Final Fantasy XV.
В своей благодарственной речи Симомура призналась, что музыка всегда была для нее спасением: «Когда мне было грустно или я злилась, именно музыка помогала мне переключиться. Были моменты, когда я сомневалась в своем таланте — казалось, что я не могу играть или сочинять так, как хочу. Но теперь я живу своей мечтой: создаю музыку для игр, которые сама люблю».