Искусство, будь то книга, песня, фильм или видеоигра, не может быть создано по шаблону или набору инструкций. В основе чего-то действительно значимого лежат идея и впечатление. Тоска по любимому человеку может превратиться в пронзительную мелодию, а тёплые воспоминания о первых видеоиграх — вдохновить на качественный ремастер или новую серию игр. Всякая история формируется из бесчисленных творческих решений, цель которых — погрузить вас в определённое настроение.
Split Fiction пытается нам это продемонстрировать, причём имея мало общего с искусством в его привычном понимании. Главные героини здесь — довольно посредственные писательницы, которые проваливаются в реальность, основанную на их идеях.
Первые отзывы о новом творении от команды Юсефа Фареса оказались весьма положительными. Split Fiction получила топовые 91 балл на Metacritic и 90 баллов на OpenCritic, а 97 % рецензентов рекомендуют игру к прохождению.
При этом большинство критиков оценили сюжет ниже, чем геймплей. А часть обозревателей и вовсе отметила, что Split Fiction — это скорее закономерное развитие концепции It Takes Two. Так это или нет, но этот проект оказался значимым событием в игровой индустрии. Рассказываем о нём подробнее.
Сюжет
Так что плохого в сюжете Split Fiction, раз его называют слабым местом достойной игры?
Главные героини — две писательницы, Мио и Зои, безуспешно пытаются опубликовать свои произведения (чуть позже становится ясно, почему). В поисках признания они обращаются к издателю, создавшему уникальную машину. Она способна погружать авторов в симуляции их собственных миров. Привет, «Матрица»!
Однако предложение оказывается ловушкой: компания планирует красть идеи у начинающих авторов. В результате обе героини оказываются заперты в симуляции романа.
Скажите, часто вам приходилось читать книги, где нужно было танцевать с королём обезьян или играть в мини-игру? Полагаем, что вряд ли. А Split Fiction предлагает вам именно это. Игрокам предстоит помочь героиням выбраться в реальный мир и остановить злобную корпорацию.
Завязка сюжета не самая впечатляющая. Кроме того, в Split Fiction довольно слабо проработаны линии персонажей. Вам быстро станет понятно, как будут развиваться отношения между Мио и Зои. Глубокого сопереживания они не вызывают — ни как личности, ни как творцы.
Их «идеи» представляют собой набор заезженных клише из фэнтези и научной фантастики, по сравнению с которыми даже творения Стефани Майер кажутся интригующими.
Их взаимодействие в Split Fiction кажется поверхностным, а шутки — натянутыми и порой слишком наивными, что не добавляет истории глубины и убедительности.
Антагонист получился довольно банальным и предсказуемым, без харизмы и внятной мотивации. Он поступает плохо, потому что плохой, и всё тут.
С другой стороны, у Split Fiction есть и другие плюсы, за которые слабую сюжетную линию можно ей простить. Просто игра явно пытается поднимать серьёзные темы, и довольно заметно, что у неё это не очень получается.
Геймплей
Вот здесь Hazelight действительно показали себя на высоте. Split Fiction продолжает традиции It Takes Two, предлагая игрокам невероятное разнообразие жанров: на протяжении 10 часов прохождения механики меняются каждые 20-30 минут, и, как обещал Юсеф Фарес, скучать просто некогда.
Даже если какой-то момент покажется не самым увлекательным, уже через мгновение его сменит что-то совершенно новое, и вы даже не успеете понять, что именно вас разочаровало. Хотя многие головоломки кажутся простыми, Split Fiction предлагает множество необычных способов их решения, что добавляет процессу глубины.
Вариативность геймплея в Split Fiction тесно связана с сюжетом. Героини путешествуют по мирам, созданным их воображением: фантастическим вселенным Мио и фэнтези-реальностям Зои. Каждая глава наполнена второстепенными заданиями, которые переносят игроков в новые сеттинги и истории.
В Split Fiction вы то выращиваете драконов, чтобы сразить древнего монстра, то участвуете в погоне на мотоциклах, то прыгаете по крышам летающих автомобилей в неоновом мегаполисе будущего. Это не просто смена декораций, а полное переосмысление механик, требующее слаженной работы обоих игроков, даже если героини выполняют разные задачи.
По уровням разбросаны дополнительные истории — это первоначальные идеи Мио и Зои, которые могли бы стать полноценными произведениями. Напоминает это всё некий безбашенный сумбур идей с постоянной сменой механик. Например, в одном таком эпизоде вы становитесь свиньями, мечтающими превратиться в сосиски для хот-догов. Звучит сомнительно, но забавно. В таких моментах есть ощущение, что разработчики воплотили в Split Fiction буквально все идеи, которые у них были ещё на стадии разработки концепции игры.
Однако у игрового процесса есть и минусы. Например, проблемы с сетевым кодом: раз в несколько часов возникают сбои синхронизации, когда один игрок видит одно, а другой — совсем другое. Эти сбои длятся пару секунд, но в головоломках на реакцию могут повлиять на прохождение.
Кроме того, битвы с боссами в Split Fiction, хотя и требуют координации, кажутся затянутыми. Последний босс и вовсе может вызвать раздражение из-за своей продолжительности, что контрастирует с остальной игрой, где новые испытания встречаются с нетерпением.
Локации
Фантазия разработчиков Split Fiction заслуживает аплодисментов: локации сменяют друг друга с невероятной скоростью, а некоторые сцены просто захватывают дух. Однако при всём этом не покидает ощущение искусственности происходящего.
Миры Split Fiction кажутся безжизненными, словно декорации, созданные исключительно для выполнения определённых функций. Даже если локации населены персонажами, то они остаются статичными, не реагируют на игрока и просто повторяют одни и те же действия. Некоторые области и вовсе выглядят пустынно и неатмосферно.
Но эти декорации выглядят дорого и красиво, этого не отнять. Визуальная составляющая Split Fiction вызывает восхищение на протяжении всей кампании.
Играть или нет?
Да, играть. Split Fiction — далеко не идеальная игра, и в этом её прелесть. Команда Фареса смогла придать ей некое очарование, сделать её живой и уникальной, несмотря на все огрехи. Это редкость в эпоху, когда крупные компании во всех сферах стремятся к унификации и стандартизации.
Именно такие несовершенные, но искренние проекты напоминают нам, что творчество — это не только про результат, но и про процесс, полный экспериментов, ошибок и поиска.
Split Fiction — это масштабное, динамичное и визуально впечатляющее приключение, которое станет одним из главных претендентов на звание лучшей игры 2025 года. Hazelight Studios в очередной раз доказала, что способна удивлять.