Вышла Sid Meier's Civilization VII: всё очень плохо или очень хорошо? Обзор игры
Firaxis порадовала поклонников серии, представив долгожданное продолжение — Sid Meier’s Civilization VII. Однако отзывы от критиков и игроков оказались противоречивыми. Игра получила самый низкий средний рейтинг в серии: 81 балл на Metacritic и 82 балла на Opencritic. При этом 86% рецензентов советуют её к ознакомлению, а кто-то ставит 90 и 100 баллов.
Рассказываем, что в ней радует, а что не очень.
Новая система эпох
Одним из главных нововведений Civilization VII стала система эпох, отсутствовавшая в предыдущих частях. Их теперь три: Античность, Эпоха открытий и Современная эпоха.
Эпохи в Sid Meier’s Civilization VII стали своеобразным мини-полигоном для создания уникальной цивилизации. На старте игроки определяют каким будет вектор развития государства: агрессивным, воюющим с соседями, или созидательным, развивающим культуру и образование.

Разработчики также добавили возможность играть в рамках одной эпохи без перехода на следующий этап развития. Это позволяет полностью погрузиться в определённый исторический период, будь то эпоха римских завоеваний или сражения XIX века. Хотя кому-то такой подход может показаться нудным.
Каждая эпоха Sid Meier’s Civilization VII ограничивает доступные исследования: больше не будет ситуаций, когда самураи сражаются с морпехами, вооружёнными автоматами. Это делает игру более реалистичной.
По мере достижения ключевых целей игроки переходят в следующую эпоху, где их ждут новые технологии и вызовы. Смена эпох отменяет все текущие войны, так что каждый раз вы начинаете с чистого листа.

Возможность уйти далеко вперёд в развитии всё же остаётся, но разрыв между эпохами ощущается более естественно. Например, как разница между бронзовым и стальным оружием, а не между самураями и дронами.
В целом, обновлённая система эпох в Sid Meier’s Civilization VII — скорее, плюс, чем минус. Она нагляднее показывает преемственность эпох и при этом добавляет игре новую динамику.
Выбор лидеров и государства
В Civilization VII доступно 20 лидеров на выбор: среди них великие полководцы, дипломаты, политики, учёные и правители. Firaxis проделала отличную работу над визуальной составляющей — по сравнению с шестой частью персонажи выглядят куда более гармонично и приятно.
В игру вернулись легендарные лидеры из прошлых частей, такие как Екатерина Великая, Наполеон, Изабелла и Пачакутек. Также игру дополнили новые персонажи, например, Конфуций.
Каждый правитель в Sid Meier’s Civilization VII обладает уникальными особенностями и бонусами. У кого-то могут быть большие преимущества на старте (например, у скифского лидера), у кого-то наоборот. Кстати, в части бонусов один из самых прокачанных лидер — Екатерина II.

Стиль игры у правителей тоже различается: одни делают ставку на расширение городов, другие — на развитие науки и культуры, а третьи предпочитают решать вопросы силой.
Кроме лидера, нужно выбрать государство. Причём не получится играть сразу за Российскую империю — сначала идут античные времена. Это значит, что выбирать нужно будет из персов, египтян, греков, римлян и так далее. Поэтому в Civilization VII абсолютно нормальна ситуация, когда Екатерина II правит той же Грецией.
При выборе цивилизации в Civilization VII игрокам доступны различные подходы: стратегический, географический и исторический. Разработчики таким образом хотят учесть соответствие цивилизации и правителя истории и биографии.

За долгое прохождение с одним лидером разработчики Sid Meier’s Civilization VII предусмотрели получение бонусов, но их можно по желанию отключить.
Геймплей
Уже на этапе создания поселения игроков Sid Meier’s Civilization VII ждёт первый сюрприз. В этой части серии больше нет рабочих. Более того, расширение границ города теперь зависит не от уровня культуры, как раньше, а от количества еды.
Вместо традиционной системы районов внедрена постепенная застройка клетками. На одной клетке можно разместить несколько зданий, однако бонусы от их соседства встречаются нечасто.
С одной стороны, это упростило процесс игры — больше не нужно уделять повышенного внимания управления рабочими, как это было, например, в Sid Meier’s Civilization V. Можно заняться более интересными аспектами игры.

С другой, стало сложнее на старте, особенно с разделением функциональных зон (культура тут, промышленность там). Чтобы добиться такой застройки, нужно вникнуть в игру и изучить её.
Апгрейды в Sid Meier’s Civilization VII остались привычными: фермы, лесопилки, рудники, рыболовные угодья и другие. Но теперь важно заранее планировать, в каком направлении расширять границы и какие клетки улучшать в первую очередь. Это заставляет более тщательно продумывать свои действия, делая каждый шаг более осмысленным и стратегически важным.
Кроме того, новые города начинают своё существование как поселения с неполными возможностям. Их можно преобразовать в полноценные города за плату, зависящую от численности населения.

Количество поселений, находящихся под управлением игрока, ограничено. Причем превышение лимита приводит к волнениям населения и даже к бунтам. Однако потеря города из-за низкой лояльности, характерная для Sid Meier’s Civilization VI, теперь происходит не так быстро. Тем не менее, население может выражать недовольство и стремиться к переходу под управление других правителей.
Зато при благоприятных обстоятельствах этим можно воспользоваться себе на пользу и быстро установить контроль над независимой деревней.

Если резюмировать, обновлённая система в Sid Meier’s Civilization VII поселений и городов-государств оставляет скорее положительное впечатление.
Дипломатия
Дипломатическая система в Sid Meier’s Civilization VII была переработана, и результаты получились…неоднозначными. Некоторые аспекты дипломатии стали интереснее, другие — более ограниченными.
О хорошем. Появилась возможность заключать узкоспециализированные соглашения, дающие бонусы обеим цивилизациям, что делает дружбу с соседями более выгодной. Для этих соглашений требуется влияние.

Но в Sid Meier’s Civilization VII пропала возможность манипулировать другими цивилизациями, подкупая их для нападения на третью. Это придавало игре остроту, поэтому жаль, что такой опции больше нет.
Кроме того, ограничены возможности шпионажа. Есть надежда, что для него сделают отдельное DLC с расширенными возможностями. Согласитесь, что шпионить за правителями в предыдущих частях было действительно интересно.

Что грустно — в Sid Meier’s Civilization VII лидеры больше не комментируют армию противника. Ранее казалось, что это отвлекает, но без них действие выглядит каким-то урезанным. Теперь игра ограничивается уведомлениями об изменении отношения страны.
Торговлю теперь нужно вести вручную и не в отдельном окне, как раньше. Правитель отправляет торговцев прокладывать торговые пути через тот или иной город. Количество торговцев не ограничено, а вот на число торговых путей есть лимит. Его можно увеличить через дипломатию, используя влияние. Торговля в основном направлена на получение ресурсов, а не прибыли.
Военная система
Управление армией в Sid Meier’s Civilization VII стало более удобным благодаря улучшенным функциям командира. Например, он может отдавать приказы, заставляя несколько юнитов атаковать одну цель одновременно.
Юнит имеет несколько слотов для отрядов, что упрощает перемещение армии к границам. Командир при этом реально возглавляет армию. Так что больше нет необходимости управлять каждым отрядом по отдельности.

Ещё появилась так называемая усталость от войны. Она отражает, насколько население поддерживает военные действия — свежая задумка, но она пока как будто немного не доработана. Возможно, что в новых патчах к игре мы увидим её развитие.
Система ресурсов
В Sid Meier's Civilization VII ресурсы делятся на три основных типа: основные, используемые для развития городов, бонусные, размещаемые в городках, и ресурсы империи, оказывающие влияние на всю страну. Позднее становятся доступны ресурсы фабрики.
Управление ресурсами — отдельный аспектом игрового процесса. Важно наличие свободных ячеек в городах для размещения ресурсов. Кстати, разместить нескольких клеток с одним и тем же ресурсом даже выгодно, особенно если он предоставляет значительные бонусы.

Торговые пути теперь используются для импорта ресурсов из других цивилизаций. Большее количество ресурсов приводит к улучшению настроения населения, увеличению производства, уровня пищи и культуры.
Список доступных ресурсов меняется с каждой эпохой: одни ресурсы исчезают, другие меняют характеристики, появляются новые. Есть и аспект конкуренции за ресурсы.
Всё это придаёт интересный экономический аспект Sid Meier's Civilization VII: вам нужно продумать, как заполучить те или иные ресурсы, что это вам даст и каковы риски. Экономическая победа тем самым выходит на первый план.
Интерфейс
Он многих разочаровал, так получился хаотичным и сложным для восприятия.
Игра, по-видимому, стремится воспроизвести эстетику настольных игр, но общий дизайн интерфейса Sid Meier's Civilization VII не соответствует этой цели.
Доступ к важной информации интуитивно не понятен, а элементы интерфейса плохо читаются.
Разработчики обещали поправить всё в патчах, так что ждём.
Визуальный стиль
Если предыдущая часть Sid Meier’s Civilization выполнена в мультяшном стиле, то в седьмой части Firaxis сделали акцент на реалистичность с игровыми элементами.
Анимация в Sid Meier’s Civilization VII отличается плавностью и вниманием к деталям. Местами мир кажется ожившим, и это создает новое впечатление от геймплея.

К примеру, сражения. Юниты реалистично реагируют на приказы: боец прицеливается, танк поворачивает башню. После атаки юниты продолжают вести бой, бросая гранаты, взрывы поднимают пыль и грязь. Такие эффекты делают игру более живой, и это однозначный плюс.
Саундтрек
Он великолепен. Без шуток — авторы Sid Meier’s Civilization VII проделали потрясающую работу. Это бросается в глаза ещё на стадии главного меню, игру даже не хочется выключать просто из-за приятной музыки.
Кроме того, здесь присутствует полноценная русская озвучка, что тоже немаловажный плюс. Огрехи есть, но русская локализация сама по себе сейчас такая редкость, что на них можно закрыть глаза.
Стоит ли играть в Sid Meier’s Civilization VII?
На момент выхода Sid Meier’s Civilization VII представляет собой неполную версию полноценной стратегии, потенциал которой может быть раскрыт в будущем. Интерфейс планируется улучшить, а функциональность расширить.
Традиционно Firaxis Games выпускает минимум два крупных DLC — очень надеемся, что и в этот раз мы их увидим.
При этом игре есть, чем порадовать: она красива, у неё потрясающий саундтрек, интересная система развития цивилизации, торговли и прокачки лидера. Если вы поклонник серии, вам стоит хотя бы попробовать и самому оценить её.